Служба с чтением Акафиста Пресвятой Богородице

31 марта 2023 года, накануне субботы 5-й седмицы Великого поста — праздника Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста), благочинный ПетроПавловского церковного округа архимандрит Алексий (Вылажанин) совершил утреню с чтением Акафиста Пресвятой Богородице в столичном храме Петра и Павла.

Чтение акафиста возглавил Высокопреосвященнейший митрополит Ювеналий (Поярков).

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный и настоятель архимандрит Алексий, а также духовенство храма: протоиерей Александр Филимонов, иерей Роман Свиденюк, иерей Алексий Берник, иерей Илия Тягин, протодиакон Александр Моисеенко и протодиакон Николай Султан, диакон Феодор Конюхов.

В сам день праздника, 1 апреля, Божественную литургию свт Иоанна Златоуста возглавил настоятель архимандрит Алексий.

Хор пел под управлением регента Ирины Храмовой.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, отец Алексий прочитал молитву о Святой Руси.

По окончании богослужения духовенство с народом пропело молитву «Царице моя Преблагая», затем настоятель обратился к молящимся с пастырским словом.


Акафист Пресвятой Богородице – хвалебный гимн в честь Пресвятой Девы Марии, сочиненный в Византии, по разным предположениям, в период между V и VII вв. Авторами могли быть прп. Роман Сладкопевец (VI в.), Георгий Писидийский (VII в.), патриарх Сергий (VII в.) и др. Греческое слово «Акафистос» означает буквально «неседален», т. е. песнь, во время которой не сидят, что указывает на ее изначальное богослужебное применение.

В богослужебной жизни Православной Церкви византийский Акафист Пресвятой Богородице занимает первенствующее и исключительное положение, о чем свидетельствует тот факт, что он, единственный из всех акафистов, вписан в богослужебный устав. Его твердое место – в Постной Триоди, на утрене субботы пятой седмицы Великого поста, в связи с чем эта суббота называется «Субботой Акафиста» или «Похвалой Пресвятой Богородицы».

В композиционном отношении Акафист представляет собой большое по объему и сложное, но в то же время весьма стройное произведение. Он состоит из 13 кондаков (более кратких, в определенной степени законченных строф) и 12 икосов (более развернутых строф, начало которых аналогично кондакам). Кондаки и икосы чередуются друг с другом. Главная особенность и основное содержание икосов заключается в 12 каждый раз различных обращений к Богородице, начинающихся со слова «Радуйся» – греческого приветствия «хайре» (или «хере»). Эти обращения представляют собой молитвенно-поэтические вариации на тему приветствия, с которым обратился Архангел Гавриил к Пресвятой Деве Марии в день Благовещения: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лк. 1:28).

ПетроПавловское благочиние