16 июня 2019 года, в день Святой Троицы, в Троицком соборе у Салтыкова моста была совершена первая с 1931 года Божественная литургия.
С 1992 года, когда здания Троицкого прихода были переданы Церкви, верующие молились в восстановленном Введенском храме.
В течении месяца накануне праздника Троицы в юбилейный, 2019 год, прихожане помогали подготовить Троицкий собор к первой службе: мыли, убирали и украшали.
Божественную литургию в день праздника возглавил настоятель храма — иеромонах Иоанн (Лудищев).
Его Высокопреподобию сослужили: иеромонах Никон (Белавенец), иеромонах Филарет (Трунин), иеромонах Афанасий (Дерюгин), иерей Николай Конюхов, иерей Симеон Кочагин, иеродиакон Софроний, диакон Андрей.
После Литургии был крестный ход вокруг Троицкой церкви, в котором участвовали воспитанники воскресной школы — несли хоругви.
Затем в нише фасада собора, с восточной стены, была освящена мозаичная икона Святой Троицы. Надо отметить, что средства на выполнение этой иконы были собраны прихожанами храма.
После совместной молитвы праздник продолжился на улице общей трапезой.
Много сил было потрачено на подготовку собора к празднику: в течении месяца прихожане храма убирали, мыли, красили, шили, вешали, украшали. Приходская община выражает благодарность всем, кто участвовал и помогал в подготовке храма для проведения церковных богослужений.
Вспомним о истории сего храма.
В 1807 году священники и прихожане единоверческой церкви обратились к Московскому военному губернатору с просьбой построить каменный однопрестольный храм «по представленному плану и фасаду».[1] На строительство такового храма был заключён договор между прихожанами единоверческой общины и подрядчиком – крестьянином села Вершилово Нижегородской губернии Е. А. Блиновым, который обязался выстроить каменную церковь с колокольней в течение 2-х лет: «Сего года выклал я Блинов своими рабочими людьми церковь и колокольню по плану и фасаду от земли вышины 15 аршин, и получил я Блинов от господ прихожан за работу с награждением».[2] Построение храма планировалось завершить к 1 сентября 1808 г. Однако он был окончен лишь в 1819 г., причем строился на собственные средства купцов Александровых[3]. Храм был освящен в честь Святой Живоначальной Троицы при Московском митрополите Серафиме (Глаголевском). Величественный храм с пятикупольной ротондой с четырьмя большими барабанами, с пристроенной к нему трехъярусной колокольней заметно выделялся среди всех существовавших в России единоверческих церквей своим богатым украшением и дивной внутренней росписью альфреско, выполненной в греческом стиле. «Несмотря на то, что Троицкий храм был выстроен в стиле зрелого московского классицизма, на купола его установили луковичные главы в русском стиле»[4]. С запада к храму была пристроена небольшая трапезная. По бокам расходились ступени двух крылец. Само здание церкви было построено из кирпича, но архитектурные детали были выполнены из белого камня. Снаружи церковь была оштукатурена и покрыта железом, выкрашенным в зеленый цвет. Впечатляли размеры храма: длина – 47 метров, ширина 23,5 метра, высота до верха карниза – 19 метров, высота колокольни – 47 метров. Дневной свет проникал в храм через 22 больших окна и 6 маленьких окошек наверху.
Внутренняя роспись альфреско, иконостас, составленный из икон по рисункам Строгановских иконописцев, а также старинные иконы, сохраненные единоверцами – все это придавало храму необычайно величественный вид. Большую художественную ценность представляет сохранившаяся до нашего времени икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова на острове Патмос с житием, школы Дионисия, начало XV в. Икона имеет размеры 132х98 сантиметров. Икона написана на липовой доске, дублированной. При написании были использованы паволока, левкас, яичная темпера. С 1931 по 1933 гг. икона находилась в музейном фонде Московского отдела народного образования, затем была передана в Третьяковскую галерею и в 1954 г. – обнародована[5].
Троицкий храм был неотапливаемым, поэтому богослужения в нем совершались лишь в летнее время. В холодный период службы совершались в тёплой церкви в честь Введения Богородицы во храм, построенной в 1825 году. Новый пятиглавый храм походил на Троицкую церковь, но был меньше ее. Архитектор – А. Ф. Элькинский. Можно предположить, что он являлся также автором проекта и Троицкой церкви.
Троице-Введенская единоверческая община являлась главным единоверческим центром не только московского, но и всего русского Единоверия. Часто настоятель Троицкой церкви являлся одновременно и благочинным всех единоверческих церквей города Москвы, как, например, священники Иоанн Звездинский и Григорий Шлеев.
После Октябрьского переворота 1917 г. Троицкая единоверческая община сильно сократилась. Службы еще совершались до 1931 г., вплоть до закрытия Троицкой и Введенской церквей и изгнания из них общины.
В 1933 г. Моссовет принял решение о закрытии Троицкой церкви и передаче ее здания «для специальных нужд ОГПУ», согласно постановлению Президиума Мособлисполкома РК и КД от 9 мая 1933 г.[6] «Верующие пытались защитить Троицкую церковь, написали прошение во ВЦИК, где указали на ее архитектурную и художественную ценность, а также на то, что она является единственной единоверческой церковью Москвы. Но президиум ВЦИК поддержал постановление городских властей»[7]. После закрытия, церкви были частично разрушены. Купола храма и колокольни были сломаны. При Советской власти в них располагались различные учреждения. До 1966 года в помещении церкви размещались жилые квартиры. Затем Троицкая церковь вместе с соседним Введенским храмом были взяты на государственную охрану. Жильцы были выселены, начались реставрационные работы. К 1984 году восстановили главный купол и два боковых из четырёх. К началу 1990-х внешние реставрационные работы были в основном завершены. Здание принадлежало Институту проблем информатики АН СССР
Наиболее ценные иконы, богослужебные сосуды и другие предметы церковной утвари из Троицкого и Введенского храмов были изъяты и впоследствии переданы в Третьяковскую галерею и др. музеи. В ходе компании по изъятию церковных ценностей из церквей Бауманского района 24, 25 апреля 1922 г. «эксперт Музейного отдела Главнауки Л.Ф. Вишневский в присутствии членов подкомиссии по отбору церковных ценностей …, членов общины верующих … и местного священника о. Васютина произвёл осмотр церковного имущества… и принял следующие предметы, имеющие историческую и художественную ценность».[8]
Из церкви Св. Троицы у Салтыкова моста –
- «Икона Спасителя в серебряном окладе 1798 г. 2 х 1 ½ верш.
- Один Потир, дискос, звездица, 2 тарелочки и лжица сереб., гравированные, сплошь покрытые чернью – 1800 г.
- Напрестольный крест сереб. золочёный, украшенный цветными стёклами и бусами, восьмиконечный, XVII в. …
- Дарохранительница сереб., вызолоченная, с черневыми украшениями. На ней надпись: «февраля 27 дня сей ковчег зделан по усердию мос. Купеческой жены Зинаиды Алексеевны в поминовение мужа ея раба Божия Иоанна Шелапутина в церковь Введения Пр. Б.»».[9]
В 1992 году здание передали Московскому патриархату. Службы возобновились в восстановленном Введенском храме. Настоятелем с 1992 по 2004 гг. был протоиерей Николай Парусников. Однако внутреннему восстановлению Троицкого храма мешали межэтажные деревянные перегородки. Однажды в храме ночью случился пожар, и все перегородки и стены комнат сгорели, что дало возможность начать реставрацию внутри храма. В храм провели отопление. На престольный праздник Троицы в нём совершались молебны. Ведётся подготовка полной реставрации храма для проведения церковных богослужений.
Первая Литургия в храме Живоначальной Троицы у Салтыкова моста после передачи его Русской Православной Церкви состоится 16.06.2019 в день празднования Святой Троицы.
[1] РГИАМ, ф. 16, оп. 3, д. 2092, л. 1.
[2] РГИАМ, ф. 32, оп. 20, д. 445, л. 102.
[3] Симеоновский М. Исторический очерк Единоверия. СПб., 1867. С. 145.
[4] Козлов В.Ф. Москва старообрядческая: История. Культура. Святыни. – М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2011. – С. 443.
[5] Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи. Т. 1. М., 1963. С. 346; Путеводитель по Москве. / Под ред. И. П. Машкова. М. 1913. С. 204.
[6] ЦГАМО, ф. 4570, оп. 1, д. 32, л. 62.
[7] Козлов В.Ф. Москва старообрядческая: История. Культура. Святыни. – М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2011. – С. 445.
[8] ЦГАМО, ф. 66 оп. 18, д. 286, л. 84.
[9] ЦГАМО, ф. 66 оп. 18, д. 286, л. 84.
По материалам сайта Юго-Восточного викариатства и сайта храма Живоначальной Троицы и Введения во храм Пресвятой Богородицы у Салтыкова моста