Крестопоклонная неделя Великого поста

Крестопоклонная неделя Великого поста

    15 марта, в третью Неделю Великого поста благочинный Петропавловского округа игумен Алексий (Вылажанин) совершил Всенощное бдение с выносом Креста в храме Свв. Апп. Петра и Павла в Лефортове в сослужении клира.

Эта Неделя —называется Крестопоклонной, середина Великого Поста. Крестопоклонной она называется потому, что в этот период Поста из алтаря выносится для поклонения украшенный цветами Крест. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы Великого поста.

Возникает закономерный вопрос — почему же орудие казни Спасителя оказалось у христиан в таком почете? Дело в том, что почитание Креста всегда понималось учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Кресты на куполах, нательные кресты, поклонные кресты, установленные в памятных местах, — все они призваны напоминать, какой страшной и дорогой ценой Иисус Христос совершил наше спасение. Не орудию казни поклоняются христиане, почитая крест, а Самому Христу, обращаясь к величию той жертвы, в которую Иисус Христос принес Себя ради всех нас.

Чтобы исцелить повреждения, которые грех внес в природу человека, Господь в Своем воплощении принимает на Себя нашу природу, а вместе с ней и повреждения, которые в учении Церкви названы как страстность, тленность, смертность. Не имеющий никакого греха, Он принимает эти последствия греха добровольно, чтобы исцелить их в Себе. Но ценой такого исцеления была смерть. И на Кресте Господь заплатил ее за всех нас, чтобы потом силою Своего Божества воскреснуть и явить миру обновленную человеческую природу, уже не подверженную смерти, болезням и страданиям. Поэтому Крест является символом не только искупительной смерти Христа, но также — и Его славного Воскресения, открывшего путь в рай всем, кто готов следовать за Христом.

Одно из песнопений, звучащих в Церкви на Крестопоклонной неделе, на современном русском языке звучит примерно так: «Уже пламенный меч не охраняет врат Едема: он чудесно угашен Древом Креста; жала смерти и адовой победы больше нет; ибо явился Ты, Спаситель мой, с кличем к находившимся в аду: «Идите опять в рай!»

Без Крестной смерти невозможно Светлое Воскресение. Поклонение Кресту укрепляет дух постящихся и воодушевляет на дальнейших подвиг поста.

Особенности богослужения:

Вся служба посвящена Кресту. Еще за всенощной после Великого славословия для поклонения верующим в центр храма выносится Животворящий Крест. Священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона с пением «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение твое славим». Это же пение звучит на Литургии вместо Трисвятой молитвы. Евангелие же напоминает нам о необходимости быть готовым нести свой крест. Господь говорит: «…возьми крест свой, и следуй за Мной»

Петропавловское благочиние