В пятницу 1ой седмицы Великого поста Литургия Преждеосвященных Даров

11 марта 2022 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, благочинный ПетроПавловского церковного округа архимандрит Алексий (Вылажанин) совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме святых апостолов Петра и Павла.

Богослужение возглавил митрополит Ювеналий (Поярков).

Его Высокопреосвященству сослужило настоятель и всё духовенство храма: протоиерей Александр Филимонов, протоиерей Владимир Шевко, иерей Роман Свиденюк, иерей Алексий Берник, иерей Илия Тягин, протодиаконы Александр Моисеенко и Николай Султан, диакон Федор Конюхов.

После сугубой ектении владыка вознес молитву о скорейшем восстановлении мира. По благословению Его Святейшества сугубая молитва совершается во всех храмах Русской Православной Церкви. 

По заамвонной молитве Высокопреосвященнейший возглавил молебное пение великомученику Феодору Тирону и благословил коливо.

В завершение богослужения митрополит Ювеналий обратился к верующим с архипастырским словом.


В пятницу первой недели Великого поста воспоминается чудо великомученика Феодора Тирона, во времена Юлиана Отступника предупредившего строго постившихся на 1-ой седмице Поста христиан о том, что пища осквернена и давшего совет вкушать коливо (святой был замучен за исповедание Христа более чем за полвека до этого). В память о чуде сегодня в храмах освящается и вкушается принесённое прихожанами коливо.

После заамвонной молитвы Литургии Преждеосвящённых Даров служится молебен святому Феодору Тирону и благословляется коливо, сам же день памяти великомученика празднуется – в первую субботу Великого поста.

Священник Вадим Семчук: «Но ведь для этой миски колива есть более понятное предназначение, о котором часто забывают. Это — милостыня в память усопшего. Раньше было принято, собирая в церковь на поминовение приношение, отдельно позаботиться об угощении для людей бедных. Ведь в Евангелии Господь заповедал, приготовив званый обед, звать на него неимущих, чтобы дар был безвозмездным. Стараясь исполнить эту заповедь, хозяйка варила вкусную кашу, которой угощала после богослужения нищих. К сожалению, во многих местах этот прекрасный обычай выродился. Осталась горстка каши, с которой не знают что делать. Бороться с коливом, пожалуй, не стоит (разве что с излишними «святыми правилами»), но призвать к возрождению хорошей традиции нужно. Пусть это будет не только каша, а может быть пирожки, или даже полноценный обед для неимущих, но все равно традиция обретет утраченный смысл».

ПетроПавловское благочиние