Благочинный сослужил новому викарию в храме на Рязанке

29 апреля 2024 года, в понедельник Страстной седмицы, управляющий Юго-Восточным викариатством и викариатством Новых территорий г. Москвы епископ Павлово-Посадский Силуан совершил литургию Преждеосвященных Даров в Введенской церкви прихода храма преподобного Сергия Радонежского на Рязанке.

Его Преосвященству сослужили благочинный ПетроПавловского церковного округа архимандрит Алексий (Вылажанин), настоятель храма священник Алексий Дроздов, клирик храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине протоиерей Виктор Сандар, клирики храма преподобного Сергия Радонежского на Рязанке протоиерей Владимир Великий, священник Димитрий Самохин, священник Валерий Погребняк, священник Сергий Редин.

Диаконский чин возглавил клирик Патриаршего подворья храмов б. Николо-Перервинского монастыря диакон Николай Кузнецов.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, епископ Силуан прочитал молитву о Святой Руси.

Проповедь по запричастном стихе произнес священник Сергий Редин.

По окончании богослужения Преосвященный владыка обратился к духовенству и молящимся со словом назидания, в котором отметил особую важность дней Страстной седмицы в жизни православного христианина.


Страстная седмица как особый предпасхальный период появилась уже в 1-й половине III века; соответственно, к этому времени можно отнести и появление в церковном календаре Великого Понедельника. В древнем Иерусалиме в этот день в конце IV века совершалась служба по обычному для седмичных дней Великого поста чину. Утреннее (утреня) и дневное богослужения (часы) совершались в часовне Воскресения Христова, литургия не полагалась. Главным богослужением была вечерня, которая совершалась в базилике Мартириум и начиналась в 9-м часу дня (то есть в 15.00 в переводе на наше время). На этой вечерне читали 3 паремии из Быт., Притч. и Ис., также Евангелие от Матфея (Мф.20:17-28). В VII веке в Иерусалиме добавили в чин вечерни 4-ю паремию (из книги пророка Иеремии – Иер.9:2-10), также стали читать Евангелие на утрене. В VIII веке появляются два известных нам трипеснца – авторства преподобного Андрея Критского (сейчас исполняется на повечерии) и преподобного Космы Маюмского (сейчас положен на утрене).

В Константинополе в Великий Понедельник совершалась (и совершается до сих пор) литургия Преждеосвященных Даров. Здесь же на службе тритекти («третье-шестой час», аналог наших великопостных часов) читали паремию из книги пророка Иезекииля и на вечерне две паремии из книг Исход и Иова, также Евангелие от Матфея (эти чтения сохранились в богослужении до сих пор). В Студийском Уставе и его редакциях в IX – XI вв. богослужение уже совершается по тому же чину, что и сейчас. В Евергетидском Типиконе, в афоно-италийской редакции и в Святогробском Типиконе появляется предписание вычитывать на часах в понедельник Евангелие от Матфея целиком (в рамках практики вычитывания всего Четвероевангелия в первые 4 дня Страстной седмицы).

Самым поздним элементом богослужения является чтение Евангелия на утрене; в Уставах это чтение стали отмечать только с XVI века, хотя на практике они появились раньше.

ПетроПавловское благочиние по материалам сайта Юго-Восточного викариатства