Благочинный сослужил новому викарию в храме на Рогожке

30 апреля 2024 года, во вторник Страстной седмицы, управляющий Юго-Восточным викариатством и викариатством Новых территорий г. Москвы епископ Павлово-Посадский Силуан совершил литургию Преждеосвященных Даров в храме святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище.

Его Преосвященству сослужили благочинный ПетроПавловского церковного округа архимандрит Алексий (Вылажанин), настоятель храма протоиерей Андрей Орлов, клирики храма священник Александр Щеглов и священник Сергий Шиндаров.

Диаконский чин возглавил клирик Патриаршего подворья храмов б. Николо-Перервинского монастыря диакон Николай Кузнецов.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, епископ Силуан прочитал молитву о Святой Руси.

Проповедь по запричастном стихе произнес священник Сергий Шиндаров.

По окончании богослужения Преосвященный владыка обратился к духовенству и молящимся со словом назидания.


Первые упоминания о шестидневном посте перед Пасхой относятся к середине III века (памятник «Дидаскалия апостолов» и писания св. Дионисия Александрийского); следовательно, к этому времени можно отнести и появление в церковном календаре Великого Вторника. В древнем Иерусалиме в этот день в конце IV века полагалось великопостное богослужение обычным чином, литургию не совершали. Кульминацией суточного богослужения была вечерня в базилике Мартириум (главном храме), после которой шли в часовню Воскресения, где епископ читал фрагмент, содержащий беседу Христа с учениками о Втором пришествии (Мф.24–25 глл.). В VIII веке появляются два канона, используемый в современном богослужении: трипеснец преподобного Андрея Критского (сейчас исполняется на повечерии) и двупеснец преподобного Космы Маюмского (сейчас положен на утрене).

В Константинополе в Великий Вторник совершалась (и совершается до сих пор) литургия Преждеосвященных Даров. Здесь же на службе тритекти («третье-шестой час», аналог наших великопостных часов) читали паремию из книги пророка Иезекииля и на вечерне две паремии из книг Исход и Иова, также Евангелие от Матфея (эти чтения сохранились в богослужении до сих пор). В Студийском Уставе и его редакциях в IX – XI вв. богослужение уже совершается по чину, похожему на современное богослужение. В Студийско-Алексиевском Типиконе (начальная версия Студийского Устава) и в Евергетидском Типиконе (малоазийская редакция) в Великий Вторник на часах вычитывали последование часов Великой Пятницы (в этих уставах не было службы великих часов, а особые чтения (паремии, Апостолы и Евангелия) прочитывали в Великий Вторник на тритекти. В афоно-италийской редакции Студийского устава и в Святогробском Типиконе появляется предписание вычитывать целиком в Великий вторник Евангелие от Марка (в рамках практики вычитывания всего Четвероевангелия в первые 4 дня Страстной седмицы).

ПетроПавловское благочиние по материалам сайта Юго-Восточного викариатства