Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хо́нех

    19 сентября – Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хо́нех. В Петропавловском благочинии, на территории храма Свв. Апп. Петра и Павла в Лефортово имеется крестильный храм в честь этого события. Накануне и в сам день престольного праздника крестильного храма благочинный Петропавловского округа Юго-Восточного викариатства игумен Алексий (Вылажанин) возглавил Всенощное бдение в сослужении клира, а также и Литургию в нем. После сугубой ектении отец Алексий совершил молитву о мире на Украине. По окончании Литургии был совершен водосвятный молебен.

 

Воспоминание чуда святого Архистратига Михаила в Хонех

«Во фри­гий­ском го­ро­де Ко­лос­сах[1], близ го­ро­да Иера­по­ля[2], над ис­точ­ни­ком чу­до­твор­ной во­ды сто­ял храм свя­то­го Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла. От во­ды се­го ис­точ­ни­ка боль­ные по­лу­ча­ли мно­го ис­це­ле­ний, – да­же боль­ше, чем в ку­пальне Си­ло­ам­ской[3]. В ту ку­паль­ню толь­ко од­на­жды в год схо­дил Ан­гел Гос­по­день и воз­му­щал во­ду, здесь же все­гда пре­бы­ва­ла бла­го­дать чи­но­на­чаль­ни­ка Ан­ге­лов. Там бы­вал здо­ров толь­ко тот, кто пер­вый вхо­дил в ку­паль­ню по воз­му­ще­нии во­ды, а здесь – все при­хо­див­шие с ве­рою, пер­вые и по­след­ние, ста­но­ви­лись здо­ро­вы­ми. Там бы­ли необ­хо­ди­мы при­тво­ры для пре­бы­ва­ния боль­ных, по­дол­гу ожи­дав­ших ис­це­ле­ния, так как иные ед­ва толь­ко чрез 38 лет по­лу­ча­ли здра­вие, – здесь же в один день или в один час боль­ной ста­но­вил­ся здо­ро­вым. О про­ис­хож­де­нии се­го ис­точ­ни­ка по­вест­ву­ют так.

Ко­гда вся все­лен­ная бы­ла по­мра­че­на тьмою язы­че­ско­го мно­го­бо­жия и лю­ди по­кло­ня­лись тва­ри, а не Твор­цу, – в то вре­мя в Иера­по­ле языч­ни­ки по­чи­та­ли гро­мад­ную и страш­ную ехид­ну[4], и вся стра­на, ослеп­лен­ная бе­сов­ским пре­льще­ни­ем, по­кло­ня­лась ей. Нече­сти­вые по­стро­и­ли в честь этой ехид­ны храм, где и со­дер­жа­ли ее и, при­но­ся ей мно­гие и раз­лич­ные жерт­вы, кор­ми­ли эту ядо­ви­тую и вре­див­шую мно­гим ехид­ну. Еди­ный ис­тин­ный Бог, же­лая про­све­тить мир све­том Сво­е­го по­зна­ния и на­ста­вить за­блуд­ших лю­дей на ис­тин­ный путь, по­слал во все зем­ли свя­тых Сво­их уче­ни­ков и апо­сто­лов про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие всем лю­дям. Двое из апо­сто­лов – свя­той Иоанн Бо­го­слов и св. Филипп, – при­дя один в Ефес[5], а дру­гой в Иера­поль, тру­ди­лись там в бла­го­вест­во­ва­нии Хри­сто­вом. В это вре­мя в Ефе­се на­хо­дил­ся чуд­ный храм и идол из­вест­ной язы­че­ской бо­ги­ни Ар­те­ми­ды[6]. Во­ору­жив­шись ду­хов­ным ме­чом, – сло­вом Бо­жи­им, на слу­жи­те­лей и по­клон­ни­ков сей бо­ги­ни, св. Иоанн Бо­го­слов по­бе­дил их: си­лою име­ни Хри­сто­ва он раз­ру­шил храм и пре­вра­тил в прах идо­ла, и чрез сие при­вел весь го­род ко свя­той ве­ре. По­сле раз­ру­ше­ния идо­ла Ар­те­ми­ды св. Иоанн Бо­го­слов по­шел из Ефе­са в Иера­поль на по­мощь к со­труд­ни­ку сво­е­му, св. апо­сто­лу Филип­пу; там же на­хо­ди­лись в то вре­мя св. апо­стол Вар­фо­ло­мей и сест­ра Филип­па Ма­ри­а­мия. Вме­сте с ни­ми св. Иоанн Бо­го­слов и по­слу­жил де­лу спа­се­ния лю­дей. Сна­ча­ла они во­ору­жи­лись про­тив ехид­ны, ко­ей безум­ные лю­ди при­но­си­ли жерт­вы, по­чи­тая сию тварь за Бо­га. Сво­и­ми мо­лит­ва­ми они уби­ли эту ехид­ну, а по­кло­ня­ю­щих­ся ей об­ра­ти­ли к Еди­но­му Ис­тин­но­му Бо­гу, со­тво­рив­ше­му небо и зем­лю. Став­ши на неко­то­ром ме­сте, на­зы­ва­е­мом «Хе­ро­то­па», они про­ро­че­ство­ва­ли, что на нем вос­си­я­ет бла­го­дать Бо­жия, что сие ме­сто бу­дет по­се­щать Во­е­во­да небес­ных сил, св. Ар­хи­стра­тиг Ми­ха­ил, и что здесь бу­дут со­вер­шать­ся чу­де­са. Всё сие вско­ре и сбы­лось. Ко­гда св. Иоанн Бо­го­слов от­пра­вил­ся на про­по­ведь Еван­ге­лия в дру­гие го­ро­да, а св. апо­стол Филипп по­стра­дал от нече­сти­вых, Вар­фо­ло­мей же и Ма­ри­а­мия так­же разо­шлись в дру­гие стра­ны, – то­гда на том ме­сте, по про­ро­че­ству свя­то­го апо­сто­ла, по­яви­лась чу­до­твор­ная во­да. Так ис­пол­ни­лись сло­ва Пи­са­ния: «Про­бьют­ся во­ды в пу­стыне, и в сте­пи – по­то­ки. И пре­вра­тит­ся при­зрак вод в озе­ро, и жаж­ду­щая зем­ля – в ис­точ­ни­ки вод; в жи­ли­ще ша­ка­лов, где они по­ко­ят­ся, бу­дет ме­сто для трост­ни­ка и ка­мы­ша. И бу­дет там боль­шая до­ро­га, и путь по ней на­зо­вет­ся пу­тем свя­тым»[7] (Ис.35:6-8.). К се­му ис­точ­ни­ку ста­ли при­хо­дить не толь­ко ве­ру­ю­щие, но и неве­ру­ю­щие, ибо со­вер­шав­ши­е­ся там чу­де­са, как гро­мо­глас­ная тру­ба, при­зы­ва­ли сю­да всех; и все пив­шие и умы­вав­ши­е­ся из се­го ис­точ­ни­ка ис­це­ля­лись от сво­их неду­гов, и мно­гие, по­лу­чив здра­вие, кре­сти­лись во имя Св. Тро­и­цы. ..»

 

Петропавловское благочиние