В Перервинской семинарии прошла XXII конференция

1 декабря 2025 года, в Перервинской духовной семинарии состоялась XXII церковно-историческая конференция «Платоновские чтения», посвящённая 250-летию Указа Императрицы Екатерины II об учреждении Перервинской духовной семинарии. Тема конференции: «Опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в образовании».

Ректор Перервинской духовной семинарии иеромонах Аполлинарий (Панин) в своём вступительном слове подчеркнул особую важность становления духовного образования в России. Он отметил выдающуюся роль митрополита Платона (Левшина), инициатора создания духовных семинарий в конце XVIII века, в том числе и Перервинской. Деятельность святителя пришлась на эпоху глубоких преобразований, и именно развитие духовных школ стало ответом на вызовы времени, способствуя сохранению нравственных основ общества и укреплению государственности.

Конференцию продолжил проректор по научной работе семинарии иерей Герман Демидов. В своём докладе «Николо-Перервинская семинария в системе духовного образования Русской Православной Церкви» он отметил, что системное духовное образование в России было заложено ещё в 1721 году и предусматривало создание школ двух типов: епархиальных и общецерковных. Особое значение имела Славяно-греко-латинская академия, ставшая центром подготовки священнослужителей. В отличие от западной традиции, где богословие стало университетской дисциплиной, в России оно всегда сочеталось с практикой духовного служения и аскезой. Митрополит Платон не только основывал новые семинарии, но и стремился поднять социальный статус духовенства, заботясь об уровне его образования и быта. Его знаменитые слова: «Я застал московское духовенство в лаптях и обул его в сапоги» — символизируют глубину преобразований, затронувших как внешнюю сторону, так и внутреннее содержание пастырского служения.

Далее выступил епископ Искитимский и Черепановский Леонид с докладом «Митрополит Филарет (Дроздов) и архиепископ Иосиф (Богословский): совместная деятельность по развитию Перервинской духовной школы». Владыка Леонид показал, как личное благочестие, педагогический талант и административные способности архиепископа Иосифа сочетались в его служении Церкви. Особое внимание святитель уделял поддержке нуждающихся учащихся Перервинской семинарии, жертвуя личные средства и привлекая благотворительные пожертвования. Его сотрудничество с митрополитом Филаретом (Дроздовым) стало образцом гармоничного взаимодействия в деле развития духовного образования. Даже после назначения на самостоятельную кафедру архиепископ Иосиф сохранял духовную связь с московским святителем, советуясь с ним по важным вопросам.

Следующее сообщение на тему «Теология в педагогическом университете (опыт МПГУ)» сделал заведующий кафедрой теологии Московского педагогического государственного университета Василий Вячеславович Страхов. Современный этап развития духовного образования был рассмотрен в контексте взаимодействия Церкви и светских вузов. Докладчик подчеркнул, что теология сегодня — это не только академическая дисциплина, но и важный элемент духовно-нравственного воспитания. Исторически МПГУ (бывшие Высшие женские курсы) уже в конце XIX века включал в учебные планы курсы богословия. Сегодня в университете действует кафедра теологии, готовящая специалистов в области учебно-воспитательной и просветительской деятельности. Теологический компонент помогает будущим педагогам глубже понимать мировоззренческие основы традиционных религий, что особенно важно в условиях многоконфессионального общества.

Завершил научную часть конференции главный научный сотрудник Института изучения семьи, детства и воспитания Российской академии образования (ФГБНУ «ИИДСВ»)

Игорь Витальевич Метлик. В своём докладе «Правовое регулирование государственно-церковных отношений в сфере образования: состояние, проблемы, пути решения» он отметил, что, несмотря на наличие правовых норм, регулирующих религиозное образование, на практике сохраняются противоречия и неоднозначные трактовки. Это создаёт трудности для признания дипломов духовных школ и включения курсов православной культуры в государственные образовательные программы. Докладчиком была подчёркнута необходимость чёткой церковной позиции и усиления правовой работы на всех уровнях для защиты интересов православного сообщества.

В заключительном слове ректор ПДС отметил, что успех церковно-государственного взаимодействия зависит не только от законодательных норм, но и от личных отношений, взаимного уважения и общей заинтересованности в духовном развитии общества. Исторические примеры сотрудничества митрополита Платона с императрицей Екатериной II и архиепископа Иосифа с митрополитом Филаретом показывают, что даже в сложных условиях можно достичь значительных результатов при наличии искренней воли к служению и диалогу.

Петропавловское благочиние по материалам Юго-Восточного викариатства