24 июня 2024 года, в день Святого Духа, митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.
Его Высокопреосвященству сослужили: протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, благочинный Центрального церковного округа; архимандрит Алексий (Вылажанин), благочинный ПетроПавловского церковного округа; протоиерей Сергий Дикий, благочинный Всесвятского церковного округа; протоиерей Максим Батурин, и.о. благочинного Богоявленского церковного округа; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель храмов Патриаршего подворья в Зарядье; столичное духовенство. Диаконский чин возглавил диакон Алексий Катанников, клирик Богоявленского кафедрального собора.
По окончании Литургии митрополит Григорий с духовенством совершили славление Святому Духу.
Владыка Григорий передал молящимся благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и обратился к ним с архипастырским словом.
Историческое содержание
В следующий за Пятидесятницей день, то есть в понедельник, совершается праздник в честь Святого Духа (потому сам день иногда называется «понедельник Святого Духа»). Служба этого дня аналогична службам «наутрий» (то есть следующих после праздника дней) двух других Господских двунадесятых праздников высочайшего статуса – Рождества Христова и Богоявления. Особенно же много аналогий с праздником Собора Пресвятой Богородицы (26 декабря), так как и здесь во многих чертах повторяется служба вчерашнего двунадесятого праздника (особенно много соответствий на утрене).
До появления Студийского Устава (то есть до IX века) понедельник после Пятидесятницы не имел связи с прославлением Святого Духа. В древней Иерусалимской традиции (V – VIII вв.) он никак не был обозначен. В Уставе Великой церкви (то есть в соборном богослужении Константинополя) этот день был посвящен памяти апостолов как участников события новозаветной Пятидесятницы. От этой традиции в наше богослужение перешли литургийные чтения Дня Святого Духа: нынешние Апостол (Еф.5:9-19, зачало 229) и Евангелие (Мф.18:10-20, зачало 75).
На Руси второй день праздника Пятидесятницы (нынешний День Святого Духа) в XIV веке среди учеников преподобного Сергия Радонежского получает наименование «Троицын день» и праздничной иконой этого дня становится так называемая «Ветхозаветная Троица» (образ, написанный преподобным Андреем Рублёвым). К XVII веку наименование «Троицын день» переходит на сам праздник, тогда как следующий день по образцу греческих Типиконов стали называть Сошествием Святого Духа. Однако иконы на центральный аналой предписывается класть так, чтобы подчеркнуть мысль: в Неделю Пятидесятницы внимание акцентировано на сошествие Святого Духа, в понедельник — прославление Троицы. Вот характерные указания в Уставе 1641 года: «в субботу к недели поставляем на вечерни к Троицыну дни на налое образ сшествия Святаго Духа», а далее перед вечерней в Неделю Пятидесятницы сказано: «вечерню трезвонят во вся колоколы сошествию Святаго Духа, а на аналое поставляем образ Троицы Живоначалныя». Вот что интересно: названия праздников уже современные, но иконы на центральный аналой предписано класть в соответствии с более древней русской практикой.