Благочинный возглавил праздник в Введенском храме с.Спирово

16 июня 2024 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325), благочинный ПетроПавловского округа г.Москвы архимандрит Алексий (Вылажанин) возглавил традиционное торжество в Введенском храме с. Спирово, Волоколамского района, Московской области.

Его Высокопреподобию сослужили: настоятель храма протоиерей Константин Попов, насельник Иосифо-Волоцкого монастыря иеромонах Пафнутий (Попов), иеродиакон Софроний (Михальский).

Богослужебные песнопения исполнял хор под управлением Елены Михайловой.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, архимандрит Алексий прочитал молитву о Святой Руси.

Проповедь перед причастием произнес иеромонах Пафнутий.

По окончании Божественной литургии состоялся крестный ход вокруг храма и молебен.

Затем состоялся традиционный крестный ход с иконой святителя Николая Чудотворца из Введенского храма с. Спирово, Волоколамского района, Московской области в Иосифо-Волоцкий монастырь.


Традиция проведения крестного хода с принесением в монастырь иконы Николая Чудотворца после многолетнего перерыва была возобновлена по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Образ Николы Можайского является вариантом иконографического типа Николы Зарайского. В обеих образах святитель Николай Мирликийский представлен в полный рост с разведёнными руками. Особенностью образа Николы Можайского являются меч в деснице и город в виде зубчатой крепостной стены (в позднейших списках иногда — храм) в левой руке. Прототипом этого образа считается резная трёхмерная икона святителя Николая, почти в рост человека, стоявшая на городских воротах города Можайска.

Предание о происхождении образа связывает его с чудесным избавлением Можайска от врагов. По распространённой версии чудо датируют XIII или XIV веком, а осаждавшее город войско считают татарским. В то время, в ответ на молитвенное к нему обращение в одной из церквей города, последовало чудесное видение: святитель Николай возник на небе, в грозном виде стоящим над собором. Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал как бы град Можайск в знак охранения его. Устрашённые грозным знамением, враги в ужасе бежали от стен Можайска, а жители в благодарное воспоминание могущественного заступничества вырезали вскоре из дерева изображение своего святого покровителя в том образе, который увидели на небе.

Редкая на Руси скульптура стала предметом особого почитания. В древнем Можайске она находилась на главных крепостных воротах кремля как охранитель города. Святой был украшен серебряно-позлащенной чеканной ризой и такой же митрой на голове с крупным жемчугом, драгоцеными камнями, крестом наверху. Венец и под ним привеска, а также крест на груди были из червонного золота. Деревянный меч и град были позлащены. Известный под именем «Николы Можайского» этот образ стал одним из самых распространенных и любимых на Руси. На поклонение чудотворному образу в Можайск ездили митрополиты и патриархи, великие князья и цари, тянулись богомольцы с разных концов русской земли. Чтимые списки с образа известны с XIV века; наибольшее распространение они получили в XVIXVII веках. Многие из этих икон прославились как чудотворные.

В Смутное время, после разграбления Можайска, поляки овладели чтимым Можайским образом и унесли его с собой при отступлении. Впоследствии святыню вернули по Деулинскому перемирию в 1618 году. Древний Можайский образ был поставлен в городской собор. В 1922 году из собора были изъяты риза и митра с иконы, а в 1933 году — и сам чтимый образ, который с тех пор находится в Третьяковской галерее в Москве.

ПетроПавловское благочиние по материалам сайта Введенского храма в селе Спирово